Удар под дых: как оккупация Крыма повлияет на украинские порты
24% всей перевалки: «транспортная составляющая крымской авантюры России. В прямой зоне риска – порты Крыма, но проблемы возникнут у азовских гаваней из-за потери контроля над керченским проливом. Наиболее чувствительным будет влияние на грузопотоки металлургической отрасли.
Война Украины и России, которая де-факто уже существует несколько дней, имеет два варианта своего развития. Оба зависят исключительно от решения Владимира Путина. Либо он атакует восточную Украину (вплоть до занятия Киева, или Харькова, чтобы поставить марионеточную пророссийскую власть), либо ограничится аннексией Крыма. Пока более вероятным кажется последний вариант. Но даже, если мировое сообщество сумеет повлиять на политику Кремля, и Россия выведет свои войска с полуострова на территорию своих военных баз, существует большая доля вероятности, что Крым останется зоной нестабильности, не приемлемой для нормального ведения бизнеса.
Чем же это чревато для портовой отрасли страны, да и экспорта в целом? Последствий сразу несколько:
- Контроль России над Керченским проливом ставит под угрозу рентабельность работы азовских портов Украины. Они составляют 11 процентов от всей перевалки страны (2012 год), если добавить 13 процентов крымских портов, а это 19 млн тонн, то под угрозой оказывается 24% доля перевалки. Как это моментально компенсировать, если подъездные пути в портах Большой Одессы перегружены – не понятно.
- Под удар попадает в первую очередь экспорт металлургии. За 11 месяцев 2013 года крымским портами было перевалено 19% от всего экспорта черных металлов, азовскими – 47%, а вместе – 66 процентов. Поскольку Россия является нашим прямым конкурентом в экспорте металлургии, нетрудно предвидеть, что пройти отправленным из Мариуполя грузам чрез Керчь будет, как минимум, дорого.
- Стратегически Россия заинтересована в развитии еще одного крупного порта в Черноморском регионе, существующих мощностей там явно недостаточно. Проект развития порта Тамань все время буксует, по неофициальной информации, из-за сложностей геодезического характера. Оккупировав Крым, россияне могут решить эту проблему, вложив деньги в одну, или несколько местных гаваней, а также построив мощную переправу через Керченский пролив. Таким образом, России окончательно удастся увести свои транзитные грузы из украинских портов.
- Украине придется срочно инвестировать огромные средства в развитие портов Большой Одессы, как мощности самой перевалки, так и подходных путей.
Оккупировав Крым, Россия решает не только геополитические задачи собственной безопасности, создавая пояс анклавов от Приднестровья до Абхазии, но и пытается решить стратегические задачи расширения окна для своего экспорта на юге за счет инфраструктурных потерь своего прямого конкурента – Украины.
http://cfts.org.ua/blogs/udar_pod_dykh_kak_okkupatsiya_kryma_povliyaet_na_ukrainskie_porty_22