Варианты будущего для Севастополя: между ЗАТО и порто-франко
16-е марта уже в прошлом. Равно как и 17-е. Впереди будущее, покрытое если не мраком, то плотным туманом.
Жители Севастополя постепенно осознают то, что произошло. Это не просто. Во-первых, потому что изменения чрезвычайно стремительны. За три недели всё перевернулось с ног на голову. Во-вторых, сейчас даже те, кто искренне выступают за присоединение к России, пытаются осмыслить весь массив предстоящих изменений на бытовом уровне (гражданство, права собственности, образование детям и т.д.), которые придётся осуществить.
В связи с этим хотим в общих чертах обозначить те варианты будущего, которое может ожидать Севастополь и его жителей.
Поскольку мы желаем любимому городу только добра, не будем рассматривать негативные сценарии, связанные с превращением Крыма в «серую зону» а-ля Приднестровье.
Будем исходить из гипотезы, что 1) войны не будет; 2) вокруг Крыма будет найден некий компромисс, который позволит сохранить всю полноту связей с Украиной и выйти на новый уровень сотрудничества с Россией. Т.е., самолёты будут летать, поезда ходить, сохранится гражданский мир.
При этом и в решении Севастопольского городского совета (отныне ставшего Законодательным собранием), и в указе президента РФ Владимира Путина о признании Крыма, отмечено, что у Севастополя будет особый статус.
В чём может заключаться эта особость, и как она будет проявляться?
Форматов может быть несколько, но, по сути, они сводятся к трём основным вариантам, которые неоднократно озвучивались.
Закрытое административно-территориальное образование «Севастополь»
Согласно российского законодательства, ЗАТО – это «городской округ, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан».
Сейчас в России 44 таких образования, которые не стоит путать с обособленными военными городками. Посетить их без приглашения родственников и/или разрешения властей проблематично. Хотя есть примеры, где режимность существует только на бумаге.
Севастополь до 1991 г. был классическим ЗАТО с несколькими уровнями допуска. Например, в Балаклаву далеко не все севастопольцы могли попасть.
Часть городского населения, особенно – представители старшего поколения, многие бюджетники - двумя руками будут поддерживать статус ЗАТО. Ведь для них главное – гарантированный соцпакет, который идёт из бюджета. А вся суета с туристами, всяким лотками-челночниками – это зло.
Вариант с ЗАТО может рассматривать и Кремль. В СМИ уже прозвучали комментарии представители Главного штаба ВМФ России, который заявил о необходимости пересмотра стратегии развития Черноморского флота. В частности, озвучено, что ВМБ в Новороссийске будет построена согласно плана, а инфраструктура флота в Севастополе будет модернизирована.
Во что это выльется, пока не ясно. Ясно одно. Севастополь 200 лет существовал как «город при флоте». С 1960-гг. в городе активно развивался не только сам флот, но и промышленность, ориентированная на потребности обороны.
Ввиду этого военные и околовоенные объекты перемешаны с гражданскими районами. Отделить ВМБ от «города Севастополя» практически невозможно. Единственно возможный вариант для такого сценария – это постепенная демилитаризация города с выносом и локализацией военных объектов. Но это долго и дорого.
Поэтому формат военных городков в современном Севастополе невозможен. А вот ЗАТО – возможен.
Плюс такого сценария – будет легче обеспечить контроль над городом, будут созданы предпосылки, чтобы избавиться от всех лишних жителей.
Также к более закрытому формату подталкивает геополитическая ситуация и уровень военных технологий. Севастополь как ВМБ был идеален в 19 веке. Он был эффективен во время Первой мировой войны. Но сейчас, когда всё Черное море контролируется авиацией и ракетами, концентрировать флот и сопутствующую инфраструктуру в таком уязвимом месте можно только при условии развёртывания мощнейших систем ПВО и ПРО.
Для военных моряков Севастополь – это идеальная зимняя квартира, но крайне уязвимая. Чтобы снизить риски, России придётся разворачивать серьёзную инфраструктуру прикрытия. И режим определённой закрытости для этого может стать необходимостью.
Минусы не менее очевидны. Придётся забыть о развитии «гражданского» сектора экономики. Инвестировать в ЗАТО решатся только те, кто тесно связан с властью.
Это означает, что Севастополь будет ещё более дотационным, чем был ранее. Новый всплеск смогут обеспечить разве что проекты на шельфе, инфраструктура которых будет замкнута на Севастополь. Но это вопрос непонятной перспективы.
Севастополь как порто-франко
Этот формат – некая противоположность предыдущему. Статус «порто-франко» как территории приоритетного развития со льготным налоговым режимом и отсутствием лишней бюрократии может быть присвоен как всему порту целиком, так и отдельным объектам. Однако даже при втором варианте смещаются акценты.
Чтобы интенсивно шла торговля, город должен быть свободным и открытым. Для этого должна быть не только законодательная база и необходимые сервисы (логистика, финансы, и т.д.), но и общая атмосфера (сфера досуга, менталитет горожан). Торговать с теми, кто помешан на секретности, является носителем «оборонного сознания» и везде ищет шпионов, очень сложно.
Россия показала, что она готова серьёзно вкладываться в гражданскую инфраструктуру, жертвуя потребностями армии. Пример Владивостока у всех на виду. Если Кремль захочет превратить Севастополь в парадную витрину, тогда элементы развития порта обязательно будут присутствовать.
Могут возразить, что одну парадную витрину стоимостью $ 50 млрд. Путин недавно презентовал миру. Но здесь аналогия не уместна. Сочи – пример инвестиций в свой регион. Севастополь может стать примером благоденствия «воссоединившегося региона», «собранной земли». Для этого он подходит лучше, чем Крым в силу своей компактности.
Предпосылки для такого сценария есть. Доля военных в экономике Севастополя за последние годы стремительно падала и составляет сейчас примерно 25%. Десятки тысяч людей уже научились жить без флота и «оборонки».
Часть военной инфраструктуры восстановлению не подлежит. Чтобы оживить другую часть, нужно будет конфликтовать с гражданскими – сносить незаконные коттеджи, гостиницы и кафе, появившиеся там, где должна быть резервная дорога или территория для развёртывания частей, переносить яхт-клубы. И т.п.
Для реализации данного сценария потребуются серьёзные инвестиции в коммунальное хозяйство, коммуникации. Серьёзный деловой центр не возникнет там, где, по сути, нет канализации. Плюс необходим благоприятный налоговый режим и постепенная демилитаризация.
Это не означает, что надо выгнать флот. Надо просто сделать ползучий и теневой процесс демилитаризации (который шел все эти годы) плановым и прозрачным.
Слабым местом данного сценария является критическая зависимость Севастополя от ситуации в Крыму в целом. Чтобы Севастополь развивался, должно быть спокойно в Крыму. Не должно быть никаких барьеров на границе с материком.
Севастополь - уютное болото
Третий сценарий – инерционный. Он подразумевает, что в жизни города практически ничего не изменится. Никакого интенсивного развития не будет. Военный и гражданский сегменты будут сосуществовать.
Где-то построят новую казарму. Наконец-то отдадут инвесторам территории 24-го и 54-го заводов ЧФ на м. Хрустальный. Частично возродят судоремонт. Но в целом изменения будут носить декоративный характер – вместо украинских флагов появятся триколоры.
Данный сценарий приемлем для массы людей. Среди севастопольцев уже ширится мнение, что самый идеальный сценарий – это политический режим как в Украине (слабая власть, наличие минимального набора гражданских свобод), но экономические возможности России. Т.е., чтобы Россия начала вливать деньги, но не насаждала свои порядки.
В реализации этого сценария заинтересованы севастопольские элиты. Москва - далеко. Для России постоянно будут генерироваться масштабные вызовы на разных направлениях. Ей будет не до системного развития Севастополя. Если она будет просто финансировать городские потребности – в Севастополе все будут счастливы.
Севастополь – місто українських моряків
Есть ещё один сценарий, который из фантастического может стать реальным.
О том, что экономическая ситуация в России мягко говоря неблестящая, сказано достаточно. Какой запас прочности у режима Путина, просчитать сложно. Не исключено, что конфронтация с Западом из-за Украины приведёт к обрушению самой России в перспективе нескольких лет.
К этому может подтолкнуть не только экономическая блокада, но и необходимость нести дополнительные расходы на гонку вооружений, которая в своё время истощила СССР.
В этом случае Севастополю и Крыму нужно будет проситься назад в Украину, потому что экономически они несамостоятельны и в автономном режиме не выживут.
Понятно, что подобный сценарий через день после «референдума», на котором севастопольцы были единодушны, звучит как авантюра. Но всё меняется. Полгода назад авантюрой была идея войти в состав России.
Общий вывод – Севастополь должен отстаивать формат, где будут сохранены возможности для самообеспечения и уменьшения дотационности. Это значит – нельзя полностью закрываться, нельзя жечь мосты с Украиной и Западом.
Если прольётся кровь украинских военных или членов их семей, Севастополь постоянно будет чувствовать себя осажденной крепостью. Городу нужно максимально оперативно сформировать адекватную власть и начать диалог и с Москвой, и с Киевом. Тогда переходный период будет непродолжительным и наименее разрушительным для экономики.
Александр Горленко для группы "Информационное сопротивление"