Славянск, жизнь после войныНочью и утром, перед тем как силовики вошли в Славянск, были сильные бои. Причём взрывы и перестрелки были слышны со всех сторон города. По Артёма перемещался минометный расчет террористов, выстрелы было слышно совсем рядом с домом. Утром бои продолжились, но не такие интенсивные, со стороны пос. Черевковка было слышно передвижение бронетехники.
О том, что наш город освободили, узнал от знакомой, которая позвонила мне с Киева. Позже вышел на улицу, мимо рынка Лесной, на велосипеде ехала радостная тетка, которая кричала всем прохожим: «В город вошли миротворцы» (так она назвала десантников и бойцов Нацгвардии).
Старушки с моего подъезда радовались приходу Украинских солдат, даже на мою реплику: Слава Украине, в один голос ответили: Героям Слава! )))
Общался с разными людьми, пытался понять настроения в городе. Как не прискорбно, но многих сложно вернуть в реальность. Многие по прежнему верят в пропаганду, что ВСУ обстреливала город, в фосфорные бомбы и то, что на горе Карачун чернокожие бойцы НАТО. Когда людей спрашиваешь: Вы видели чернокожих американцев лично, или фото, видео? В ответ всегда звучало не внятное- я знаю, мне говорили, кто то видел, ополченцы сказали... выходит не кто не видел но все повелись на сарафанное радио. Про фосфорные бомбы даже писать не хочу, сами знаете, что даже Стрелок заявил, он не знает какой это боеприпас (хотя он прошел 2 Чеченские войны). Но ведь Славянцы это другой народ, у нас кухарки ловко сбивают вертолеты, а на блокпостах мирные митингующие голыми руками и одним взглядом уничтожают БТРы ВСУ.
Встретилась мне бабуля, этническая русская, в РФ была последний раз лет 5 назад, говорила мне о великой России и старшем брате Украины. Она искренне удивлена была: «как же нас Хмелевой (лидер КПУ в Славянске) одурачил, он же говорил, что нас будут убивать. Что ополченцы нас защищают от карателей, а вошла армия и в городе тихо и они гуманитарку привезли».
Другая бабуля была рада от меня услышать, что я за Украину. Как сказала она: «я думала все нормальные уехали из города». Рассказала, что лично видела, как днем в карьер возле магазина Браво приезжали боевики на НОНе. Как в их доме был пожилой мужчина, очень умный и культурный человек, с высшим образованием, он объяснял соседям, что не надо поддаваться на пропаганду боевиков и что все их слова ложь. Мужчину кто-то из соседей сдал, за ним приехали боевики, что с ним было дальше она не знает.
Был я и в центре города, когда вошли войска, общался с десантниками. О том, что военные закрытые люди и неохотно говорят — вранье. Возможно, они с опаской общаются с представителями СМИ. Со мной общались 2 бойца, примерно моего возраста, общались не принужденно, будто старые знакомые. Расспрашивали, много ли боевиков в городе было, какие настроения мирных. В ответ я спросил их о бое под Ямполем, они заверили, что там тела всех убитых и всех раненых там вывезли, они сами участвовали в том бою, но о судьбе 2 бойцов пропавших 19 июне не знают. Если тела и оружие не нашли, значит они попали в плен, заявил один из десантников. БТР-Д боевиков, на котором была установлена, они в ходе боя захватили, 2 установки НОНА-С вырвались из города и вместе с остальной техникой террористов уехали в сторону Горловки.
Мы пожали друг другу руки, я еще раз поблагодарил бойцов за проделанную работу, за то, что принесли в город долгожданный мир. Они сели на свои БМД и уехали из города, в городе осталась Нацгвардия и приезжие милиционеры, занимавшиеся раздачей гуманитарной помощи на центральной площади.
На Артёма шел пешком, со мной поравнялся парень на велосипеде (немного выпивший). Он слез с велосипеда, говорил много, я больше слушал, чем говорил. По его словам в его квартиру, в центре попал снаряд, на Артема дом его родителей, к счастью он не пострадал. Свою семью и родителей он вывез из города и остался смотреть за жильем. Рассказал как его друг, а позже и он сам, попали в плен к боевикам. Их заставили рыть окопы, избили (за то, что не хотели воевать за ополчение) после чего отпустили.
Ненавидит и армию и боевиков, обвиняя обе стороны в разрушениях города, чуть ли не плакал, говоря о квартире которую разрушили (при обстреле города попал снаряд). В ходе разговора, я сказал, что Украинские власти обещают помочь с восстановлением жилья пострадавшим. После чего он немного успокоился, сказал, что сходит узнать, может нужно какое то заявление написать. Спрашивал военных, как дальше быть, что с работой. В ответ ему сказали: пиши заявление, у вас будет новая милиция, нужны добровольцы. Он ответил, что подумает (как сказал он мне: я пару дней еще побухаю, успокою нервы, потом пойду в МВД. Понять можно, все на нервах и жили в страхе)
Сейчас город оживает, вчера дали электричество (еще не везде, но все же). В ближайшие дни обещают промыть городскую канализацию и дать воду. Гуманитарку теперь будут раздавать представители ЖКХ, по паспортам, чтоб не было так, что одни по 3 раза взяли, иные даже и не видели помощь. Кстати участились случаи когда люди гребут гуманитарку, потом ходят продают ее соседям. Понемногу возвращаются беженцы к себе домой, начинают работать магазины. Некоторые магазины подняли цены почти в 2 раза, заявляя, что в городе почти ничего не работает и ничего нет, радуйтесь и этому.
Вот так, кто человеком был тот им и остался, кто был скотиной того и война не исправила.
Мнения и настроения в городе разные, могу одно сказать, в городе все хотят мира, не смотря на свои убеждения. И никто не ждет возвращения боевиков, потому что понимают: опять будут бои, разрушения и жертвы.
https://twitter.com/ExileUA