Промышленность России стоит на краю пропасти? Падение производства происходит по всем фронтамВ России массово закрываются заводы. Экономическая информация напоминает сводки с боев, причем проигранных. Металлургия, целлюлозно-бумажное производство, автоконцерны, химическая промышленность. Реальный сектор экономики – обвалился. По крайней мере, так считают эксперты.
Минус один завод, второй, третий...За последние четыре года в России прекратили работу более 30 гигантов советской промышленности – среди них АЗЛК, Ижевский мотоциклетный завод, Павловский инструментальный завод, Липецкий тракторный завод, судостроительный завод "Аангард", Саратовский авиационный завод и многие другие.
Официальная причина закрытия четырех алюминиевых завода «РусАла», которая наделала много шума в 2013 году, - высокая себестоимость продукции. Китайцы просто-напросто выпускают алюминий дешевле.
В декабре 2013 года окончательно закрыли Байкальский ЦБК, тоже по причине нерентабельности. 1,6 тысячи человек остались без работы. Для Байкальска, в котором ЦБК был градообразующим предприятие – это сродни катастрофе. Не радужна и судьба Соломбальского ЦБК, который фактически стоит. К этому списку следует добавить остановившийся «Южуралникель», а также обанкротившиеся «Амурметалл», Златоустовский металлургический завод. Новосибирский металлургический завод на днях также признан банкротом из-за накопившегося долга в 2,7 млрд. рублей. Еще 90 стратегически важных предприятий – тоже находятся под угрозой банкротства.
И, наконец, февраль 2014 года - завод General Motors прекратил выпуск всех моделей, производимых на заводе. Речь идет о выпуске автомобили Opel Astra, Chevrolet Cruze, Chevrolet Traiblazer. Автозаводы УАЗ и АвтоВАЗ также заявили о прекращении выпуска автомобилей. При этом УАЗ берет паузу в производстве всей продукции на две недели, а АвтоВАЗ приостановил конвейеры Lada Kalina и Lada Granta на пять дней. Причиной остановки владельцы называют перенасыщение рынка, которое вызвало падение спроса на новые автомобили. Как утверждают эксперты, все дело в ослаблении курса рубля, в результате которого и произошло удорожание автомобилей. Покупатели, у которых в свою очередь низкая платёжеспособность, отреагировали соответствующим образом. Все это звенья одной замкнутой цепи: отсутствия денег у населения, падения курса рубля, стагнации и, наконец, падения производства.
Год начался за упокой...закрытие заводов – это лишь вершина айсберга.
Причины закрытия формально разные. Но когда заводы закрываются, впору говорить о глубоком кризисе.
- 2014 год начался за упокой – экономика в кризисе, промышленность падет, капиталы утекают, формально «замороженные» тарифы растут, золотовалютные ресурсы пустеют, а региональные бюджеты - в кризисе, - рассуждает на своей страничке в Фейсбуке независимый экономист Вячеслав Жуковский. - Судя по всему, 2014 г. окажется откровенно провальным и приведёт в ужас не только записных оптимистов в Правительстве России, но даже самых пессимистично настроенных экспертов. По крайней мере, именно такие выводы можно сделать из результатов первых полутора месяцев наступившего года.
По данным Росстата, речь идет не просто о затухании промышленного производства, а о спаде производства на 0,2% в январе текущего года(!). И эти 0,2% плюсуются к данным за январь прошлого года, когда в отечественной экономике также фиксировался спад выпуска – тогда промышленное производство сжалось на 0,4%! Российской промышленности не помогают не только стабильно высокие цены на нефть и захлёбывающийся от притока нефтедолларов бюджет, но даже удручающе низкая база предыдущего года. Это кризис реального сектора экономики.
Но закрытие заводов – это лишь вершина айсберга. А в глубине некоторые эксперты видят коллапс экономики, в который страна скатывается стремительно, под красивые речи политиков о светлом будущем. Все это напоминает «Титаник», который шел ко дну под бравурный марш.
- Судите сами, о каком светлом «постиндустриальном будущем» России может идти речь, если темпы роста промышленного производства упали с 8,5% в январе 2010г. до 6,2% в январе 2011г. и 3,6% в первом месяце 2012г, - продолжает Жуковский. - И если спад производства в январе 2013 года ещё можно было объяснить заметным ростом производства в начале 2012 года, то сжатие производственной активности в январе 2014 г. не получается списать ни на какие внешние факторы. Это просто результат бездарной экономической политики.
И мы уже видим, что падение производства происходит по самому широкому фронту. Так, производство экскаваторов упало на 29,8%, кузнечнопрессовых машин – на 62,1%, электродвигателей – на 62,7%, силосоуборочных комбайнов – на 62,5%, лифтов – на 21,8%, шариковых и роликовых подшипников – на 36,2%, воздушных и вакуумных насосов – на 39,7%, газовых турбин – на 85,5%, микросхем – на 49%, генераторов переменного тока – на 87,5%, автомобилей – на 26,2%, троллейбусов – на 75,9%, грузовых автомобилей – на 85,1%, кузовов для автомобильного транспорта – на 45%, электровозов – на 10%, грузовых магистральных вагонов – на 24,6%, магистральных электровозов – на 10%.
Кризис на горизонтеВпрочем, не все эксперты настроены так пессимистично.
- Одни заводы закрываются, другие открываются, - считает кандидат экономических наук Карен Туманянц, - и в причинах закрытия каждого предприятия надо разбираться отдельно. Например, на прошлой неделе стало известно, что "Ростех" разработал план консервации и ликвидации производственного комплекса ВОАО "Химпром», по которому до марта 2015 года на предприятии полностью прекратится выпуск продукции, а 4 тыс. из 5 тыс. сотрудников будут уволены. Причиной остановки этого некогда волгоградского гиганта химической промышленности, стал целый клубок проблем – от долгов перед энергетиками и изношенного оборудования до неэффективного менеджмента. Но главная причина - в низкой конкурентоспособности продукции и по стоимости, и по качеству. Я бы не относился так пессимистично к январским данным Росстата, поскольку их негативное начало может носить сезонный характер. Но хотя, они, что называется, показывают среднюю температуру по больнице, это все-таки тревожный звоночек для государства и регионов. Если раньше мы говорили о стагнации, то сейчас опасаемся того, что сокращение объема производства становится реальностью. Спад производства в 1% по году – уже само по себе неприятное явление. И может привести к снижению реальных доходов населения, уменьшению отчисления налогов.
Эксперты предрекают и рост инфляции, причем отнюдь не маленький. К середине года произойдёт веерное повышение цен на товары и услуги первой необходимости и, прежде всего, на импортные товары, которые в результате девальвации подорожают на 10-15%, дав мощный стимул росту цен, в том числе и формально российским товарам, произведённым внутри страны из импортных комплектующих и полуфабрикатов.
«Столь драматичного обвала в производстве наукоёмкой продукции в России не наблюдалось с зимы кризисного 2008-2009гг.», - подытоживает Жуковский.
http://versia.ru/articles/2014/mar/04/promyshlennost_rossii