Крест скорби. Развилка дорог у Леметти
Автодорога А-130. 305 км.
Крест скорби. Россия и Финляндия – две сестры...
Здесь, от автодороги А-130 следующей на Олонец, ответвляется шоссе на Петрозаводск через Ведлозеро. У развилки дорог стоит памятник «Крест скорби»:
Россия и Финляндия – две сестры.
Финляндия и Россия – две матери.
Они воплотились в этом Кресте скроби.
Сами собой.
Их головы слились воедино.
Их руки соединились в Надежде.
Чтоб любовь победила.
А это зависит от нас.
От каждого
Лес перекопан ходами сообщения, блиндажами, воронками. Прямо у стоянки виднеются полусгнившие бревна перекрытия землянки... Зимой 1940 года здесь из-за бездарного управления войсками произошел один из трагических эпизодов "незнаменитой" Зимней войны. Это место гибели 18-ой стрелковой дивизии и 34-ой легкотанковой бригады РККА.
Бои в Леметти зимой 1939-1940 года
Успешно наступая от советской границы, 18-я стрелковая дивизия не обеспечила свои тылы, что позволило небольшим финским лыжным группам отрезать пути подвоза. Попытки деблокировать дорогу провалились: бойцы РККА действовали вдоль дорог, а летучие финские отряды наносили внезапные удары из леса.
В результате пассивности командования дивизия и танковая бригада оказались разрезаны на несколько частей и эти части не предприняли попыток построить прочную оборону...
23.02.40 г. Радиограмма от гарнизона "Развилка дорог": "40 дней окружены, не верится, что противник силен. Освободите от напрасной гибели. Люди, матчасть фактически лагерь больных, здоровые истощены."
Одна из братских могил в Леметти
28 февраля окруженные части получили разрешение на выход из окружения. Гарнизон был разделен на две колонны: северную - под командованием командира 34 танковой бригады комбрига Кондратьева, и южную - под командованием начальника штаба 18 дивизии полковника Алексеева. План выхода был разработан с расчетом на более легкий выход северной колонны, в которой по плану следовало командование, штабы и наиболее здоровые люди...
При выходе северная колонна растянулась, потеряла управление, чем воспользовались финны, уничтожившие ее почти полностью. Застрелились командир танковой бригады комбриг С.И.Кондратьев, начальник штаба полковник Н.И.Смирнов, начальники политотделов дивизии и бригады И.А.Гапанюк и И.Е.Израецкий, а также начальник особого отдела танковой бригады капитан Доронин. Южная колонна была выведена полковником Алексеевым. К своим пробились 1237 человек, 900 из которых были ранены или обморожены, 48 человек погибли при прорыве.
Из 18 тысяч человек 18 стрелковой дивизии и 34 танковой бригады к концу войны примерно 2,5 тысячи оказались вне кольца, еще чуть больше тысячи из окружения вышли. Остальные были убиты или попали в плен.
На лесных дорогах в радиусе десятка километров, от перекрестка у Леметти, встречаются безымянные братские могилы......
Мемориал в Леметти
В сторону Пряжи (Петрозаводск) от Креста скорби уходит современное шоссе, старая узкая дорога на которой происходили печальные события Зимней войны петляет слева и справа, на пересечениях с шоссе ее почти не видно. Большинство памятников и братских могил расположено вдоль нее, вся эта местность имеет два названия: неофициальное "Долина смерти" и полуофициальное "Долина героев".
Основной мемориал расположен в 4 километрах от Креста скорби, непосредственно на месте бывшей деревни Леметти. С шоссе его не видно, хотя расположен он совсем близко, для подъезда на автомашине необходимо проехать вперед еще около 2 км и свернуть по указателю "Мемориал". Здесь покоятся бойцы 18-й стрелковой дивизии, 34-й легкотанковой бригады, погибшие в окружении зимой 1940 года и гвардейцы, штурмовавшие карельские болота и скалы летом 1944 года.
http://www.aroundspb.ru/chast-5-pitkyaranta-kolatselga.html#48