- 26 апреля РТРС объявила конкурс по выбору интегратора для строительства сети второго мультиплекса. Каковы основные критерии выбора победителя и в чем отличия от схемы строительства сети первого мультиплекса? - Цель РТРС – сделать конкурс максимально прозрачным. Первый шаг на этом пути – утверждение критериев выбора системного интегратора на уровне Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания, что было сделано 6 декабря 2012 года. После этого на заседании у заместителя министра связи и массовых коммуникаций Алексея Волина 15 февраля были согласованы с вещателями весовые коэффициенты данных критериев.
Мы ограничили срок подачи заявок на конкурс 28 мая, а 5 июня они будут рассмотрены. Подведение итогов состоится 11 июня 2013 года. Сравнивать этот проект со строительством сети первого мультиплекса сложно: это принципиально разные проекты и, как результат, разные конкурсы. Конкурсы на выбор системных интеграторов для первого мультиплекса разбивались на этапы для каждого субъекта Федерации, а фактически даже в рамках одного субъекта проводилось несколько конкурсов – по этапам строительства, при этом работа предполагала создание огромного количества новых объектов (включая антенно-мачтовые сооружения). Второй мультиплекс не столь сложен в реализации: по сути, это закупка и установка передатчиков, мостов сложения, спутниковых приемных станций и другого оборудования с подачей сигнала на готовую инфраструктуру, которая создана при строительстве сети первого мультиплекса.
Еще одно отличие нового конкурса в том, что мы проводим его на весь объем работ: по всей России, на все 4956 точек сети РТРС. Кроме того, для строительства сети первого мультиплекса использовались государственные деньги – из федерального бюджета и собственных средств РТРС, а второй мультиплекс не предполагает использования бюджетных средств. Победитель должен обеспечить весь комплекс работ, включая привлечение финансирования, при этом РТРС не планирует выплачивать авансы или предоставлять финансовые гарантии. Возврат денежных средств за строительство сети второго мультиплекса РТРС будет осуществлять из денежного потока, который мы получим от оказания услуг телеканалам этого мультиплекса.
Это нелегкие условия для системного интегратора, и, как нам кажется, одной компании поднять такой проект будет очень сложно, а ведь уже к концу 2013 года победитель должен ввести в эксплуатацию 1508 объектов связи. Поэтому с большой вероятностью мы предполагаем, что на конкурс будут выходить консорциумы интеграторов, причем мы допускаем к конкурсу и зарубежные компании. Предварительный интерес к конкурсу внушает нам оптимизм, и мы рассчитываем, что на него будет подано не менее трех заявок.
- В какую сумму РТРС оценивает строительство сети второго мультиплекса и когда интегратор сможет получить вложенные средства обратно? - Максимальная стоимость работ по строительству сети второго мультиплекса составляет 14,5 млрд рублей. Рассрочка со стороны претендентов является одним из критериев конкурса, и те, кто предложит РТРС рассрочку, например, на 48 месяцев, получат более высокий балл, чем те, кто будет готов дать рассрочку на 36 месяцев. Минимальный критичный для РТРС период времени, ниже которого мы опуститься не можем, – 36 месяцев, и даже при этом сроке, с учетом затрат на эксплуатацию сети, фонда оплаты труда, амортизации и т. д., мы лишь минимизируем отрицательный денежный поток.
- В каком количестве регионов РТРС развернула цифровое эфирное вещание первого мультиплекса в стандарте DVB-T2 и сколько еще остается сетей DVB-T? - Все новые сети строятся в DVB-T2, так как распоряжение правительства РФ от 21 января 2011 года №57‑р говорит об использовании именно этого стандарта. Пока существуют 11 субъектов Федерации, в которых вещание ведется в DVB-T. В настоящее время мы вносим корректировки в план перевода сетей DVB-T на DVB-T2. Нам кажется логичным сначала запустить вещание второго мультиплекса в DVB-T2, что стимулирует зрителей к покупке ТВ-приемников и приставок с поддержкой данного стандарта и позволит снять львиную долю негатива, который возможен при переводе вещания первого мультиплекса с DVB-T на DVB-T2. Этот план проходит согласование в НИИ Радио, в ГПКС, в Роспечати и Россвязи, после чего он должен быть утвержден приказом министра связи.
- Когда РТРС переведет все 11 сетей DVB-T на стандарт DVB-T2? - Согласно плану перевода основная часть субъектов будет переведена с DVB-T на DVB-T2 в 2014 году. Мы заложили большие интервалы времени, чтобы после запуска второго мультиплекса можно было провести в рамках каждого субъекта Федерации информационную кампанию, разъясняя, что необходимо покупать абонентское оборудование с поддержкой стандарта DVB-T2. И в ходе этой кампании четко информировать, когда вещание в DVB-T будет прекращено. Эта работа скоординирована на уровне рабочих групп в каждом субъекте, и дата отключения DVB-T будет устанавливаться в зависимости от информационного ресурса, который может быть обеспечен в каждом из них.
- Рассматривает ли РТРС возможность параллельного вещания в DVB-T и DVB-T2? - Это скорее исключение, нежели правило. Одновременное вещание первого мультиплекса в двух стандартах очень затратно и требует использования дефицитного частотного ресурса. То, что в Москве вещание идет одновременно в DVB-T и DVB-T2 – реакция на замечания, которые мы получили от зрителей, ведь это был один из первых субъектов, переведенных нами на DVB-T2. Мы поняли, что необходимо глубже проработать статистику по рынку. Как бы ни утверждали операторы платного ТВ, что вся Москва охвачена сетями кабельного и спутникового телевидения, количество абонентов, пользующихся эфирным телеприемом, все еще весьма существенно. Попытка переключения с DVB-T на DVB-T2 показала, что статистика, которую используют АКТР, НАТ, "Триколор ТВ", не в полной мере отражает реальную картину, – их данные по количеству абонентов, пользующихся эфирным приемом, сильно занижены. Мы понимаем, что количество телеприемников на одно домохозяйство, особенно в таком мегаполисе, как Москва, приближается к трем, и не все они используют один источник сигнала. Наши исследования показывают, что есть много абонентов, которые принимают сигнал и "Триколор", и "НТВ-Плюс" и еще используют кабель. Если их механически сложить, то мы получим цифру, превышающую общее количество домохозяйств в городе. Поэтому подход АКТР неверен: нужно либо вести подсчет по ТВ-приемникам, либо использовать иную методологию.
Мы при подготовке концепции отключения аналогового вещания не будем использовать статистические данные коллег, а начнем проводить собственные исследования – разумеется, с привлечением профессиональных агентств. Нас будет интересовать ответ на главный вопрос: является ли аналоговое эфирное телевидение единственным источником получения ТВ-сигнала? По концепции отключения аналогового вещания, которая находится на стадии согласования с вещателями, планируется как минимум три круга социологических исследований: в момент готовности первого и второго мультиплексов в конкретном субъекте, а далее через 6 и 12 месяцев, чтобы убедиться в правильности информационно-разъяснительной кампании в данном регионе.
- Какой статус имеет концепция отключения аналогового вещания? - Эта концепция рассматривалась на заседании Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания 6 декабря 2012 года. РТРС, Минкомсвязи и другие ведомства получили поручение ее доработать. Мы заканчиваем внесение коррективов с учетом замечаний, полученных от каналов первого и второго мультиплексов, а также от НАТ. Концепция обсуждалась и на рабочих совещаниях у Алексея Волина. Та редакция, которую мы направим в Минкомсвязи, будет учитывать мнения всех участников процесса, в первую очередь – вещателей.
- Москва – единственный регион России, в котором одновременно ведется вещание в DVB-T и DVB-T2? - Есть еще шесть‑семь регионов, в которых ТВ-вещание идет в DVB-T и DVB-T2, но в отличие от Москвы оно не параллельное. Там нет объектов связи, которые одновременно вещают первый мультиплекс в двух стандартах, как в Москве (где на 30‑м и 34‑м ТВК идет первый мультиплекс соответственно в DVB-T и DVB-T2). Просто есть субъекты, в которых строительство сети цифрового эфирного ТВ было разбито на несколько этапов. Первые этапы были реализованы с применением DVB-T, а последующие – на других территориях – уже в DVB-T2.
- Когда в России будет полностью отключено аналоговое эфирное ТВ? - Мы предлагаем такой подход: для начала отключения аналогового вещания в конкретном субъекте должно пройти не менее 18 месяцев вещания первого мультиплекса и не менее 12 месяцев вещания второго мультиплекса на города с населением 50 тыс. жителей и более. Иными словами, в "цифре" должны появиться 20 ТВ-каналов в крупных городах, а первый мультиплекс должен работать в границах всего субъекта (точнее, на 97,6 % его территории). На отключение аналогового сигнала мы предлагаем период шесть месяцев, идя от крупных населенных пунктов, где есть кабельное и спутниковое ТВ, к мелким. В рамках этих шести месяцев мы сможем выбирать, какие аналоговые каналы отключить в первую очередь, а какие – в последнюю. Для координации работ по отключению аналогового вещания концепция предполагает создание координационного комитета на уровне Минкомсвязи, который, в частности, будет утверждать даты отключения определенных телеканалов в каждом из субъектов Федерации. При этом предложения о датах и порядке отключения будут готовиться на уровне субъекта. Подобные решения на местном уровне могут принимать региональные рабочие группы, созданные в каждом субъекте. Их основная функция – координация действий по строительству сетей эфирного цифрового ТВ, и возглавляет такие группы местный министр связи либо заместитель губернатора.
- Сохраняется ли условие, что отключение аналогового вещания допустимо в регионах, в которых не менее 95% домохозяйств имеют возможность принимать цифровое эфирное ТВ? - Да, но мы пошли от обратного. Требовать, чтобы 95 % населения принимало цифровое эфирное телевидение, было бы некорректно, потому что мы никогда не заставим людей, которые смотрят спутниковое или кабельное ТВ, покупать цифровые абонентские приставки. Мы отталкиваемся от того, что должен быть достигнут уровень 5 % домохозяйств, для которых аналоговое эфирное вещание является единственным источником телесигнала. Эту идею мы также зафиксировали в концепции отключения аналогового ТВ. Кстати, есть предложение НАТ дать полномочия координационному комитету на уровне Минкомсвязи и региональным рабочим группам делать срок отключения аналогового вещания менее чем 18 месяцев от момента начала вещание первого и 12 месяцев от начала вещания второго мультиплексов, если в том или ином регионе этот 5 %-ный порог будет достигнут быстрее. Все заинтересованы в том, чтобы уменьшить время параллельного вещания в аналоге и в "цифре".
- Не считаете ли вы цены на цифровые телевизионные приставки сдерживающим фактором для распространения вещания в "цифре"? - Мы работаем со всеми производителями телеприемников на территории РФ и знаем, что уже существует более 270 моделей, которые поддерживают DVB-T2, причем розничная цена на эти телевизоры начинается от 7,5 тыс. рублей. У телезрителя есть выбор: либо обновить свой телевизор, купив такой телеприемник, либо приобрести абонентскую приставку для приема DVB-T2. Стоимость приставок в последнее время тоже снизилась: розничная цена на них составляет 1,5‑2,5 тыс. рублей.
- Есть ли у РТРС предложения по использованию частот "цифрового дивиденда", которые высвобождаются с отключением аналогового вещания? - Это сложная и неоднозначная история. С одной стороны, запланировано создание первого и второго мультиплексов, а также закончена проработка частотного ресурса под третий мультиплекс. При этом мы ведем диалог с телеканалами о возможной потребности в дополнительных цифровых мультиплексах в будущем. Сюжетная линия тут неоднородна: есть каналы, которые уже готовы предоставлять контент в HD-качестве; есть те, кто серьезно рассматривает возможность производства телевизионного контента Ultra HD 4К; есть региональные каналы, заинтересованные в местном мультиплексе. Мы сводим воедино эту информацию, что позволит нам оценить объем частотного ресурса, который потребуется РТРС для того, чтобы реализовать планы каналов. Ключевой вопрос, который может перевернуть всю ситуацию с частотами: будут ли каналы первого и второго мультиплексов в обозримом будущем (после 2020 или 2025 года) переходить на HD-качество? Если да, то количество мультиплексов, необходимых для передачи 20 ТВ-каналов в HD, существенно вырастет. А с учетом того, что сейчас прорабатывается возможность использования традиционного телевизионного спектра для сетей LTE, существующих частот аналогового телевидения может и не хватить. Поэтому неправильно говорить о том, что с переводом эфирного вещания на "цифру" останутся ненужные частоты: необходимо точно просчитать потребность вещателей, топологию планируемых ими сетей, и только потом делать вывод о том, хватает ли для этого частот, или нужно запрашивать дополнительный спектр, в том числе и в верхних дециметровых каналах.
- То есть сотовым компаниям не стоит ждать высвобождения частот после отключения аналогового ТВ? - Противопоставлять сотовые компании и телевидение некорректно. Радиочастотный спектр является одним из самых дорогих ресурсов государства, и решение о том, как он будет распределяться и использоваться, должно приниматься на самом высоком уровне, причем с учетом традиционных и перспективных технологий. Вспоминается любимая фраза Марка Иосифовича Кривошеева: должна быть гармонизация и в применении технологий, и в подходах. Можно рассматривать варианты, при которых одни технологии будут дополнять другие, но ни в коем случае не должно произойти так, что за счет уменьшения использования одних технологий будут развиваться другие.
- Какое участие принимает РТРС в разработке концепции развития телерадиовещания в РФ до 2020/2025 года? - Этот вопрос инициировала РТРС. Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания, которую возглавляет Владислав Сурков, принимает стратегические решения. Но есть и тактические вопросы, которые нужно рассматривать и принимать по ним решения, поэтому по предложению Владислава Юрьевича (Суркова, – прим. "Стандарта") при Минкомсвязи была создана рабочая группа по развитию телерадиовещания – по сути, рабочий комитет правительственной комиссии. Приказом министра эту рабочую группу возглавил Алексей Волин, и именно в ее рамках мы инициировали создание концепции развития рынка телерадиовещания в России до 2025 года. Первое заседание рабочей группы, я полагаю, состоится до конца мая.
Рабочая группа под руководством Алексея Волина видится нам хорошей дискуссионной площадкой, на которую можно пригласить и АКТР, и НАТ, и операторов спутникового телевидения, и сотовых операторов (прежде всего, работающих в стандарте LTE). Услышав за круглым столом пожелания, предложение и видение всех этих сторон, можно сформировать концепцию развития рынка, которая будет учитывать все интересы. На рынке нет ни одной технологии, которая доминирует либо определяет развитие телерадиовещания: каждая технология имеет плюсы и минусы, за каждой стоят определенные услуги, с различной доступностью и даже различной стоимостью донесения 1 Мбайта информации до потребителя.
- На выставке CSTB 2013 вы анонсировали пилотный проект по подключению на местном уровне операторов КТВ к региональному Центру кодирования и мультиплексирования (ЦКМ) в Казани. Реализовала ли его РТРС? - Этот проект – результат деятельности региональных рабочих групп. На заседании такой рабочей группы в Татарстане, где присутствовал республиканский министр информатизации и связи, представители местных операторов кабельного ТВ, "Таттелекома" и всех заинтересованных ведомств, постановили, что разумно и целесообразно разработать техническое решение, позволяющее операторам КТВ получить "регионализированный" телевизионный контент из одной точки. Такая точка была развернута, наши специалисты вернулись из Казани в конце апреля и доложили, что все установлено и готово для подключения первого местного оператора КТВ. И 16 мая к этой точке в тестовом режиме подключились первые операторы – ими стали ОАО "Ростелеком" и ОАО "ВымпелКом". Эту схему реализации мы будем использовать как прототип точек предоставления контента операторам кабельного телевидения во всех столицах субъектов Российской Федерации.
- Сколько региональных ЦКМ уже запустила РТРС?
- Мы уже построили 68 центров кодирования и мультиплексирования, а в общей сложности их будет 75. Это число чуть меньше, чем количество субъектов Федерации, так как для таких регионов, как Москва и Московская область или Петербург и Ленинградская область будет строиться общий ЦКМ.
- Как РТРС оценивает идею Минкомсвязи, предложившего не внедрять систему условного доступа для первого и второго мультиплексов? - На совещании у Алексея Волина прозвучала просьба вещателей зафиксировать, что на части сети эфирного распространения – от передатчика до домохозяйства – не будет использоваться кодирование. На магистральном участке кодирование используется. Подчеркну: никто никогда не принимал решения о внедрении системы условного доступа на эфирном участке, а принятие протокольного решения потребовалось потому, что вокруг этой темы существовало много слухов и домыслов. Да, существовали пилотные зоны с кодированием, которые использовались для обкатки технологических решений по адресному оповещению населения – их создавала РТРС по поручению Правительственной комиссии. По результатам работы этих пилотных зон мы направили отчеты, и на этом поручение комиссии считаем выполненным.
Даже если теоретически предположить, что кто-то примет решение о внедрении системы условного доступа на эфирном участке сети, точка принятия решения уже пройдена – эта мысль прозвучала на совещании у Волина. РТРС уже запустила более 1700 цифровых передатчиков по всей России, охват населения превышает 60 %, а к концу 2013 года он дойдет до 84 %, так что едва ли мы сможем объяснить гражданам, что они должны приобрести еще карточку или модуль условного доступа.
- При дискуссиях о системе условного доступа в эфирном вещании регулярно упоминается система адресного управления. Это разные системы?
- Главная задача системы условного доступа – ограничить несанкционированный доступ к телевизионному контенту, в частности, не допустить приема программы со спутника на территории других государств. Говоря о системе адресного управления, мы подразумеваем, что карточка или модуль условного доступа выполняет функцию привязки конкретной единицы абонентского оборудования для целей оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Реализация системы адресного управления возможна и с кодированием сигнала, и без него. Как раз эти варианты и отрабатывались в упомянутой пилотной зоне.
http://www.comnews.ru/standart