Беда в том, что слабо понятно - чем заниматься и на кого и где учиться нашим потомкам. Чтоб иметь достойную зарплату. При условии - что и далее весь бизнес в Украине и далее будет строиться на покупке где-то и продаже тут. Рынок у метро Барабашово в Харькове тому подтверждение - 75 гектаров занимает (из крупнейших в мире - мы на 14 месте).
Spoiler
Торговый центр появился в 1995 году на незастроенной площадке к западу от станции метро «Им. Академика Барабашова». До этого времени на этом месте находился небольшой стихийный продовольственный рынок, ориентированный на жителей окрестных кварталов частного сектора.
С тех пор рынок постоянно расширяется, захватив все свободные площади между Тюриным озером и Салтовским метродепо; в последнее время — путём сноса жилых домов частной застройки Тюринки и Рашкиной дачи.
Первое официальное название нового торгового объекта — «Вещевой рынок по пр. 50-летия ВЛКСМ у станции метро им. ,,Ак. Барабашова"». Через год официальное название сменилось на "Торговый центр у станции метро «Им. Ак. Барабашова». Расположение возле станции метро, названной в честь выдающегося харьковского астронома, и стало причиной появления «народного» названия — «Барабашово». Таким образом, прямого отношения к Николаю Павловичу Барабашову торговый центр не имеет, но ставшее общепринятым название позже было сделано официальным.
Самая первая торговая площадка сохранилась по сей день, хотя и была частично реконструирована — это так называемые «Каменные ряды» («Каменка»). Вслед за этим территория торгового центра расширилась на юг до ул. Льва Толстого и на северо-запад до ул. Проспектной. Здесь же находится первое здание, в котором располагалась администрация торгового центра — двухэтажный особняк из красного кирпича, расположенный по ул. Льва Толстого, 49.
Следующим этапом развития стало расширение территории до ул. Амурской — «Барабашово» «развернулся» до двух выходов станции метро. Началось расширение до ул. Академика Павлова (здесь разместился авторынок) и постепенное освоение новой оптовой площадки «Лужники» (также называемой «Ямой») между ул. Тюринской, ул. Амурской и ул. Ак. Павлова. Расширение в эту сторону, а также некоторые другие этапы развития торгового центра, было сопряжено с обширным выкупом домовладений частного сектора.
В период до 2003 года территория торгового центра значительно увеличилась. Был полностью освоена площадка «Лужники», автомобильный рынок переместился на место салтовского таксопарка по другую сторону ул. Ак. Павлова, на прежнем месте авторынка начала строиться крупнейшая на сегодняшний день площадка «Новый век». Территории по продаже строительных и хозяйственных товаров оказались сосредоточены в восточной части торгового центра, одежда, обувь и сопутствующие товары — в западной, а авторынок занял отдельную территорию. Примерно такую логику территориального деления «Барабашово» имеет и по сей день.
В 2005 году был построен и открыт дополнительный выход из станции метро «Им. Ак. Барабашово», ведущий на территорию торговой площадки «Лужники». Тогда же на территории «Барабашово» появился гипермаркет «Новый век» — единое здание площадью более 20 тыс. кв. м. с центральной системой кондиционирования, эскалаторами и кафе. Этот торговый центр ориентирован преимущественно на розничных покупателей.
К 2008 году большая часть территории торгового центра приобрела современный формат — контейнерные площадки были перестроены в двухэтажные магазины, проходы между которыми накрыты навесами. Появилось несколько новых автостоянок, в том числе паркинг над магазинами площадки «Лужники». К этому времени розничный гипермаркет «Новый век» расширился, а в районе терминала общественного транспорта появился еще один крупный розничных гипермаркет. Можно сказать, что теперь территория в районе остановок общественного транспорта стала в первую очередь ориентирована на розничных покупателей, а оптовая торговля сконцентрировалась на обширных территориях в центральной части торгового центра и вблизи автостоянок. В 2008 году площадь рынка составляла уже более 70 га, занимая таким образом второе место в Восточной Европе, пока в 2009 году не был закрыт Черкизовский рынок в Москве, располагавшийся на площади в 200 га.
В 2011 году открыта новая оптовая торговая площадка, на территорию новой площадки переехал и детский рынок[4]. Площадка построена рядом с крупнейшей автостоянкой торгового центра вдоль ул. Ак. Павлова. Ранее здесь была заболоченная местность; до начала строительства площадки выполнен комплекс сложных работ по водопонижению, а территория вокруг находящегося рядом озера укреплена. Таким образом, торговая площадь «Барабашово» увеличилась примерно на 10 гектаров, и он практически вплотную достиг станции метро «Академика Павлова». В первую очередь строительства вошли более 700 новых магазинов и автостоянка. Продолжается дальнейшее развитие этой территории: строительство новых магазинов и автостоянки.
В планах на будущее анонсирован проект Cosmo Mall[5]. Это проект строительства современного торгово-развлекательного центра вдоль проспекта Юбилейного рядом с действующей территорией ТЦ «Барабашово».
Большая часть рынка принадлежит харьковскому концерну АВЭК (глава — Александр Фельдман — народный депутат Украины
Со второй половины 2006 года началась «война» между рынком, с одной стороны, и городской властью Харькова (Михаил Добкин, Партия регионов), с другой: харьковскими тепловыми сетями (КП) и харьковскими электрическими сетями, чьи трассы проходят через рынок и к которым нет доступа, харьковским метрополитеном, чья трасса проходит под рынком. Официальной причиной конфликта была полная застройка зон над находящимися под землёй инженерными сетями и тоннелями метрополитена.
Два раза только в 2008 году просадка грунта и утечка подземных вод приводила к ограничению скорости движения поездов на перегонах Салтовской линии метро под рынком между станциями «Академика Барабашова» и «Академика Павлова», ограничивалась скорость движения поездов, а один раз на короткое время останавливалась работа метрополитена[6].
В результате трижды смещался и восстанавливался в должности начальник харьковского метрополитена Сергей Мусеев; его заместителю по пути на работу летом 2008 проломили голову; проходили демонстрации перед рынком и на площали Свободы как в поддержку метрополитена (Партия регионов), так и в поддержку концерна АВЭК (Блок Юлии Тимошенко, в котором состоял А. Фельдман). При пожарах на рынке (в 2008 году их было два) Фельдман публично обвинял в умышленных поджогах городские власти.
ТЦ «Барабашово» находится в Харькове между центром города и крупнейшим спальным жилым массивом — Салтовкой. Основной фасад торгового центра выстроен вдоль ул. Академика Павлова. Поскольку эта улица (впоследствии переходя в ул. К. Корка) выходит на окружную дорогу, к торговому центру можно проехать по прямой минуя сложные городские развязки.
Территория торгового центра ограничена улицами Барабашова, Проспектной, Елены Стасовой, Тюринской, Академика Павлова, Муромской, Козакевича, а также проспектами Юбилейный и Льва Ландау. Максимальные расстояния по прямой между крайними точками составляют около 1,6 км по двум осям: с запада на юго-восток и с запада на северо-восток.
Внутри периметра ТЦ «Барабашово» находится крупный терминал общественного транспорта, включающий станцию метро «Им. Ак. Барабашова», конечные остановки многочисленных автобусов и маршрутных такси, троллейбусный разворотный круг. После открытия в 2011 году новой торговой площадки, территория расширилась почти до станции метро «Академика Павлова». Таким образом, остановки общественного транспорта находятся преимущественно в центральной части торгового центра, а парковки — в районе периметра.
Примерно половина территории находится на возвышении, а другая — в низине, которая раньше была заболочена, а впоследствии освоена в соответствии с разработанным проектом инженерной подготовки и защиты от подтопления.