Spoiler
В общенациональном телевизионном эфире появились несколько новых игроков
До отключения аналогового ТВ в Украине, согласно международному соглашению Женева-2006, осталось около двух лет. К этому сроку вещателей в эфире добавится. Сейчас они формируют новые телерадиокомпании и обзаводятся лицензиями.
Три года назад эфир делили избранные
Три года назад основными общенациональными каналами страны был десяток телекомпаний, которые формировали основной эфир страны и имели аналоговые сети.
Это первая, вторая и третья «кнопки», покрывающие всю страну — государственный «Первый Национальный», «Студия «1+1»» Игоря Коломойского, «Интер» (с этого года контролируется Дмитрием Фир та шем) со своими «сателлитами» НТН, К1, имеющими аналоговую лицензию на многие регионы; каналы группы Star Light Media Виктора Пинчука — СТБ, ICTV и «Новый» и имеющий менее обширное покрытие M1; отдельно стоящие каналы «Тонис» и «Украина» (СКМ Рината Ахме това).
Эти телеканалы главным образом и делили рекламный пирог в 2010 г. — тогда все телекомпании, по данным Всеукраинской рекламной коалиции (ВРК), заработали на рекламе 2,68 млрд грн.
Согласно данным спутниковой компании SES, в 2010 г. эфирное ТВ явно доминировало: его смотрели 8,45 млн, или половина украинских домохозяйств. Кроме того, закон обя зывал региональных операторов кабельного ТВ ретранслировать аналоговый пакет в своих сетях, что давало каналам еще 5,94 млн гарантированных зрителей.
«Цифра» принесла конкуренцию
После проведения конкурса на места в новой цифровой сети «Зеонбуд» в августе 2011 г национальных каналов мгновенно стало в два с половиной раза больше. Больше всего расширить свое покрытие удалось группе «Интер». Ее каналы «Мега»,
К2, «Энтер Фильм», MTV (сейчас называется Zoom) и «Пиксель» получили лицензии.
Таким образом, у группы Фирташа на сегодняшний момент 8 каналов — или четвертая часть доступного ресурса всей сети. ТРК «Украина» из одного канала превратилась в группу, которая состоит из одноименного флагманского телеканала,
«Киноточки» и «НЛО ТВ». Студия «1+1» получила места под каналы «ТЕТ» и «2+2», а присутствие каналов Виктора Пинчука в эфире не изменилось.
В цифровой сети место получила и группа каналов, не имеющих биографии — это новые вещатели «Голдберри», «Винтаж ТВ» и «Эскулап ТВ».
Долгое время они не могли выйти в эфир, а сейчас прокручивают один и тот же дешевый контент по несколько дней подряд, не производя собственных передач. Все три телеканала зарегистрированы по одному и тому же адресу на Краснозвездном проспекте.
«Если бы эти каналы вообще не работали, то мы бы вынуждены были лишить их лицензии. А пока они работают в тестовом режиме», — говорит член Национального совета по вопросам ТВ и радиовещания Николай Фартушный.
«Возможно, эти три канала — «дежурные». Они заняли места, которые на конкурсах могли достаться российским гигантам ОРТ и ТНТ», — предполагает руководитель одной из медиа-групп. ОРТ принимал участие в цифровом тендере в 2011 г.,
но проиграл. А ТНТ, как ранее писал «Капитал», считает украинский рынок следующим в стратегии своего расширения.
В Украине появились новые ТВ-холдинги
Рекламный рынок не растет так быстро, как увеличивается количество каналов в эфире. В этом году, по предварительным прогнозам ВРК, он может возрасти до 4,2 млрд грн. Этой осенью на рынок выходят новые игроки — потенциальные новые медиахолдинги. Один из них формируется на основе Ukrainian Business Group, недавно сменившей владельца.
На днях стало известно, что телеканал Business попал в цифровую сеть, заняв место «Погода ТВ». Еще один канал этой группы — спутниковый Dobro TV скоро займет место общенационального канала Star TV, сообщили «Капиталу» сотрудники нескольких телекомпаний.
Сами вещатели сделку не комментируют. Структура собственности у «Погода ТВ» очень сложная. Через ООО «Простор ТВ» она принадлежит кипрской Seymton Holdings Ltd, которая в свою очередь контролируется Mittelmeer Nominees Ltd. — компании-регистратора, услугами которой пользуются многие российские и украинские олигархи.
В цифровой национальный эфир может попасть еще один канал — «112 Украина» Андрея Подщипкова. Недавно он стал собственником компании «Партнер ТВ», который вместе с группой компаний в 2011 году получил региональные цифровые лицензии во всех регионах страны.
Ранее они опосредованно контролировались группой ESG Юрия Каплуненко. Четвертый потенциальный новичок в цифре — это Игорь Гужва. Его холдинг «Мультимедиа инвест груп» на днях стал собственником двух региональных компаний в Киеве и во Львове, имеющих региональные цифровые лицензии.
В июне Гужва купил телеканал UBR, на основе которого будет создан новостной телеканал «Вести ТВ», и место в эфире для него очень важно.
«Я думаю, что они заинтересованы в приобретении одного из общенациональных телеканалов, а может уже и купили. Гужва говорит, что использует кредитные ресурсы для развития своего бизнеса, но я мало в это верю. Кредитные ресурсы в Украине в этом виде бизнеса окупить невозможно», — отмечает генеральный директор телеканала «24» Роман Андрейко.
Заработают на дистрибуции
У «Зеонбуда» есть возможность разместить в своей сети еще 20 общенациональных каналов. Ранее его руководство хотело запустить отдельный платный пакет с такими каналам как Discovery National Geographic и пр.
Но Фартушный вчера подчеркнул, что в общенациональных мультиплексах мест уже нет. Новые игроки могут появиться, если купят уже попавшие в сеть телеканалы. Впрочем, наличие национальной эфирной лицензии с недавних пор уже не дает гарантии присутствия в каждом доме.
По данным GfK, в 2012 г эфирным ТВ уже пользовались 7,64 млн домохозяйств, то есть почти на миллион меньше, чем всего два года назад. Каналы это осознают и начинают думать о том, как к рекламным доходам добавить еще и заработок от продажи контента.
В 2013г медиагруппы начали осваивать интернет-видео, а в 2014 г., по информации собеседников «Капитала», появится первый общеукраинский платный спутниковый пакет, в который войдут 20 каналов крупнейших холдингов.
Станислав Юрасов, Игорь Филипповский, Виктория Власенко
Капитал