Китайцы не дали «Газпрому» денег на строительство «Силы Сибири»Вопрос аванса «Газпрому» по контракту с китайской CNPC повис в воздухе, заявил зампред правления компании Александр Медведев (его цитировал «Интерфакс»), но необходимости в авансе нет. Аванс мог бы стать инструментом Китая для снижения цены газа ввиду действующего режима таможенной пошлины, продолжал он, аванс может быть выгоден обеим сторонам, но ничего критического в применении или неприменении аванса нет, поэтому «Газпром» уже приступил к строительству газопровода [«Сила Сибири» для поставок газа в Китай]».
Как аванс увязан с пошлиной, Медведев не сказал, а представитель «Газпрома» отказался от комментариев.
«Газпром» в мае подписал с CNPC 30-летний контракт на поставку в Китай до 38 млрд куб. м газа в год по газопроводу «Сила Сибири» с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений начиная с 2019 г. Строительство газопровода началось 1 сентября, оно оценивается в $25 млрд. «Газпром» рассчитывал получить от Китая эти деньги авансом. Но еще за неделю до подписания контракта с CNPC в мае два человека, близких к «Газпрому», рассказали «Ведомостям», что компания вместо аванса обсуждает с Китаем кредит на строительство трубы. Они также объясняли, что аванс позволяет Китаю просить о снижении цены газа, с кредитом же можно избежать скидок, но он увеличит долговую нагрузку.
Чистый долг «Газпрома» на конец I квартала — 970 млрд руб. ($27,2 млрд). Соотношение долга к EBITDA — 0,5. Это очень умеренная долговая нагрузка, «Газпром» спокойно мог бы ее увеличить на стоимость «Силы Сибири», считает портфельный управляющий ИК «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев. Возможно, поэтому он предпочитает и удержать цену газа, но нарастить долг. Но западные рынки капитала сейчас закрыты, остается только Китай, отмечает Вахрамеев.
Предправления «Газпрома» Алексей Миллер уже обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой отменить налог на проценты по кредитам в китайских банках, который сейчас составляет 10%. Два чиновника Минфина сказали, что уже есть решение о снижении налога до 5%, но обсуждается и его обнуление.
Вероятно, Китай готов выдать аванс при условии, что он будет истрачен на закупку необходимых для строительства товаров и услуг в Китае, считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Но «Газпром» отказывается. А без аванса цена строительства может возрасти и газопровод не окупится при сохранении существующей 30%-ной таможенной пошлины, отмечает эксперт.
http://www.vedomosti.ru/politics/news/33792601/gazoobraznye-dengiНо в то же время,
Китай выделил $27,7 млрд на железные дороги к границе с Россией. Так на будущее, мало ли, скоро пригодится.
Правительство одной из провинций Китая (Хэйлунцзян) выделило 170 миллиардов юаней (более $27,7 млрд) на строительство железных дорог к российской границе, сообщил первый секретарь комитета Компартии КНР этой провинции Ван Сянькуй.
Он напомнил, что сейчас в ускоренном режиме ведется строительство железнодорожных линий Харбин‒Манчжурия‒Транссибирская магистраль, а также Харбин-Суйфэньхэ- Байкало-Амурская магистраль и Харбин-Тунцзян.
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20140927114906.shtml