http://www.magistral-uz.com.ua/articles/strunnye-kvartety-dlja-kontaktnogo-provoda.htmlСтрунные «квартеты» для контактного провода
Струнные «квартеты» для контактного проводаВалентин Бердута
Уже сейчас можно увидеть, каким будет электрифицированный участок, по которому в обозримом будущем помчат поезда со скоростью до 200 км/ч. Контактная сеть перегона Сагайдак—Федунка участка Ромодан—Полтава Южной железной дороги стала экспериментальной площадкой Укрзализныци, где нынче проходят эксплуатационную апробацию консоли КМ-200, технические возможности которых способны устранить немало проблемных моментов.
Внешнее отличие новинки, установленной на опорах упомянутого перегона, — горизонтальность, а не изогнутость или наклонность. Но не за столь разительным отличием кроется еще немало ценных инженерных решений, устраняющих ряд проблем, на решение которых энергетикам приходится тратить немало сил и времени.
serega.JPG— В 2008 г. Главное управление электрификации и электроснабжения Укрзализныци инициировало разработку поддерживающих и несущих конструкций контактной сети для участков движения со скоростью до 200 км/ч. Эта задача оказалась посильной для специалистов Харьковского филиала Государственного научно-исследовательского центра железнодорожного транспорта Украины, которые разработали изолированную горизонтальную консоль типа КМ-200, — говорит начальник службы электроснабжения Южной железной дороги Сергей КРАВЧУК. — В декабре Южная магистраль приобрела для опытной эксплуатации 45 консолей, которые были установлены на двух анкерных участках перегона Сагайдак—Федунка.
Пожалуй, одним из главных преимуществ новинки является то, что она практически сводит к нулю стрелы провисания, перепады высоты, а несущий трос крепится сверху на консоль КМ-200. Следовательно, это улучшает на высоких скоростях скользящий контакт токоприемника электровоза и контактного провода. В результате достигается улучшение качества токосъема, уменьшается снашивание контактного провода и пластин токоприемников, а также повышается надежность эксплуатации во время резких перемен климатических условий. Поэтому даже в условиях высоких скоростей контактная сеть становится более надежной.
Безусловно, сейчас консоль проходит испытание не на предельно высоких скоростях, что вполне объяснимо. Ведь прежде необходимо убедиться в эффективности и надежности конструкции при движении электропоездов на умеренных скоростях. Конечно же, на данном этапе не все так идеально. Конструкция консоли обеспечивает поддержание конструктивной высоты на прямых и кривых участках пути. Как и всякое другое новшество, в процессе опытной эксплуатации КМ-200 обнаружит слабые места, требующие доработки. Но какие бы трудности не возникали — это шаг вперед на пути к освоению высоких скоростей на электрифицированных участках. К примеру, подобные консоли успешно эксплуатируются на высокоскоростных магистралях стран Западной Европы и в России. Правда, там применяются бронзовый контактный провод и дюралюминиевые элементы консоли.
Специалистам, выполняющим монтаж контактной сети, как говорится, до оскомины знакомы трудности установки подвески. Дело это весьма хлопотное даже для профессионалов. Оно требует от специалистов немалых затрат сил и времени. И, конечно же, от того, настолько качественно выполняется такая работа, зависит бесперебойная функциональность сети и срок службы контактных проводов. К счастью энергетиков, разработчики КМ-200 существенно облегчили им труд, предложив уже изготовленные струны, которые в комплекте с консолями будут поставляться железнодорожникам. И это не просто набор металлических или медных отрезков, а строго пронумерованные мерные струны в соответствии с четкой последовательностью порядка их монтажа. Размеры так же, как и нумерация струн, определяются путем точнейших расчетов. Поэтому энергетикам теперь не придется тратить уйму времени, чтобы путем проб и ошибок смонтировать многочисленные струнные «квартеты» контактной сети.
— Безусловно, такое решение максимально сокращает время монтажных работ, а главное — гарантирует качество и надежность токосъема, что очень важно для высокоскоростных магистралей, — сказал Сергей Кравчук. — Кроме того, изолированные консоли КМ-200 (в отличие от своих предшественников) — трубчатые и оцинкованные, а значит, легче и долговечней, что тоже важно не только в процессе монтажа, но и в ходе их эксплуатации.